Роды и боль.

Феномен боли настолько непонятный, что даже есть целая отрасль философии, которая посвящена ее изучению. Несмотря на то, что на Западе распространено мнение о том, что боль связана с болезнью и должна быть устраненая любой ценой, желательно, мгновенно, в философии боль – не синоним страданию. Боль – не антоним наслаждению. Боль это нечто, что может принимать разные значения в зависимости от обстоятельств, культуры, истории, человека. Мы точно знаем, что конкретно представления о боли в родах отличаются в разных культурах, и поэтому реакции и действия на боль в родах могут быть диаметрально противоположными: от принятия боли до попыток полностью устранить боль. Мы почти ничего не знаем об эволюционном или физиологическом значении боли в родах. Мы также знаем, что развитие медицины на Западе влияет на то, как относятся к боли в клинической обстановке, и нам особенно интересно это, если мы знаем, что нормальные роды проходят в больницах.

Трудно сказать, кого вопрос боли в родах смущал больше – женщин или мужчин. Несомненно, женщины испытывали боль в родах, но восприятие и способы решения боли в родах женщинами и мужчинами в корне отличались и отличаются и сегодня. Исторически родами заведовали женщины, часто уже рожавшие женщины, которые отлично представляли что такое боль в родах. Для разумения этого феномена мужчинами лучше всего придумать нечто, что переживают мужчины, например, тренировки в армии или учеба на врачей и адвокатов, в общем, любое дело, которое требует какой-то большой физической или умственной нагрузки, какого-то дискомфорта, который выливается в суммарно положительный результат, и дискомфорт является неотъемлемой частью достижения, новоприобретенной силы и статуса.

Обычно женщины поддерживали роженицу в родах, подбадривали ее, фокусировали внимание женщины на «работе» по рождению ребенка, не давали женщине терять контроль и впадать в истерику. Если роды были тяжелыми и затягивались, в некоторых культурах это было сигналом подозвать еще больше женщин на подмогу, чтобы они все вместе поддержали роженицу, чтобы не перегружать кого-то одного поддержкой в родах, т.к. та, которая работает с роженицей начинает испытвать те же самые признаки усталости и измождения, что и роженица. Как только помощница теряет способность поддерживать роженицу, ее тут же сменяет другая женщина со свежими силами. Иногда в трудных родах использовались какие-то травные настойки или алкоголь.

Если роды рассматриваются как работа, то боль становится признаком прогресса, движения к рождению ребенка, а не символом страданий. От роженицы ожидается, что она будет справлять с болью, работать, и любые жалобы не вызывают от других женщин реакции сострадания, а скорее перенаправления внимания женщины на работу, которую ей надо продолжать делать. Боль не рассматривается другими женщинами как нечто ужасное, они относятся к боли в родах как к данности и не зацикливаются на боли как единственном и центральном ощущении, которое может быть у роженицы. Боль является просто какой-то из частей жизни, одним из переживаний, которые делают нас живыми людьми (ср. с радостью, грустью, болью оргазма или светлой болью любви и т.п., т.е. не однозначно отрицательным чувством, от которого надо избавиться всеми способами). И как следствие, роженица разделяет взгляды на роль боли в родах. Соответственно, отношение к боли в голове, философское отношение к боли в жизни и в родах меняет действие или отсуствтие таковых по отношению к боли в родах. Боль может просто восприниматься как данность, и никто ничего не делает по этому поводу. Боль может восприниматься как сигнал, что дела идут хорошо, рождение ребенка все ближе и ближе. Или как сигнал женщине сменить позицию. Или как сигнал окружающим помочь женщине сосредоточиться на работе родов.

Роды вместе с болью, и то, как женщина справляется с ней, во многих культурах считаются обрядом посвещения, перехода из одного социального статуса в другой. Это опыт, который дает больше знаний, понимания, силы тому, кто через это прошел.

Научные данные в этой области хромают, но есть какие-то гипотезы и исследования, которые указывают на изменения в структуре мозга у рожавших. Небольшие отрывки данных о том, что гормоны, которые взаимодействуют во время родов влияют на состояние ребенка на момент рождения. То, что женщины исторически и локально объясняли в практических терминах, ученые пытаются объяснить с точки зрения физиологических изменений. Хочу особо заметить, что предположение, что боль в родах бессмыссленна, довольно смелое для любого ученого. Убрать нечто, что может существенно повлиять на множество других параметров, просто на основании того, что ты так подумал или решил – непростительная дерзость со стороны любого практика, не говоря уже про ученого.

Что получилось с западным родовспоможением? Индустриализация и переселения в города вырвало женщин из привычных систем поддержки. В какое-то время роды стали принимать акушеры-врачи, которые были исключительно мужчины. Это все произошло в культуре, где боль равнялась страданию. А также в культуре, которая собиралась победить природу. Плюс в условиях развтия науки, которая приняла идею о супермогуществе человека, а также сколько-то отвергла идею о том, что мы мало знаем о природе, о причинах почему (нечто происходит так, а не иначе). Мы решили, что мы умнее, не разобравшись почему. Почему роды такие какие они есть, почему и зачем в родах есть боль. И получилось нечто, вроде ситуации, когда ребенок манипулирует несколькими людьми, которые не совсем в курсе происходящего. Получилась лазейка: мужчины, которые смотря на роды со стороны, и никогда не могут испытать этого сами, прикладывают свои философские умозаключения о своем собственном опыте и понимании боли на женщин; женщины оказались в ситуации, когда традиционные способы поддержки исчезли и, что крайне важно, женщины, в конце концов, оказались рожающими в больницах, незнакомых местах, где по совпадению нет привычных для женщин систем поддержки в родах.

Сначала начали баловаться с опиумом и его производными, но к опиуму привыкают, опиум вызвает зависимость, к тому же от орального применения опиума бывает тошнота, рвота, запоры и прочие радости. Где-то в 1840-х годах роженицам начали делать уколы морфия, производного опиума. Считалось, что морфий безопаснее опиума и не вызывает привязанности, однако, оказалось, что морфием стали злоупотреблять, и к тому же, после этого множество женщин становились зависыми от морфия (попросту, становились наркоманками в современных терминах). Помимо этого морфий вызывал асфиксию у плода и повышал риск кровотечения, а также тормозил роды. Обратите внимания, что манипуляция боли в родах проводилась на женщинах в экспериментальном порядке, без какой либо научной основы, просто исходя из идей, что боль в родах равна страданию, это плохо, и ее надо устранить.

Потом изобрели эфир. В 1847 году под эфиром родили несколько женщин (одни роды были точно патологические), и новости об этом открытии быстро разлетелись повсюду. Эфир начали применять в родах, но от него тоже сильно тошнило и рвало. Поэтому некто Симпсон, кто начал применять эфир, продолжил искать способы анестезировать роды, и придумал хлороформ уже к концу того же самого 1847 года, когда он впервые опробовал эфир на роженицах. Проэкспериментировав с хлороформом на жене своего коллеги, Симпсон начал рекламировать использование хлороформа в родах. Новшество было встречено в штыки из-за страха долгосрочных последствий, например, паралича, а не потому что у хлороформа высокий риск передозировки, и от анестезии недолго до остановки сердца.

Но в 1853 году под легким хлороформом родила королева Виктория (никто не говорил, что среди королев не бывает слабоумных), и понеслось! Если хлороформ безопасен для королевы, значит он безопасен для всех.

К чему привело использование эфира и хлороформа? Как все женщины расплатились за чрезмерно прыткое желание им «помочь» рожать, «поправить» несовершенный процесс родов? Увеличение родов со щипцами (которых сегодня боятся даже те, кто смело соглашается на окситоцин, наркотики, эпидуральную анестезию и кесарево). Это значит, больше смертей матерей и детей, больше травм у матерей и детей. Количество кесаревых не увеличилось, потому что вопрос кровотечения во время операции не был решен, хотя изобретение анестезии помогло разработать более безопасную технику кесарева сечения.

Но эфир и хлороформ не были идеальными способами обезболить роды, поэтому в Германии в 1902 году изобрели т.н. полусон для родов – состояние амнезии в родах от использования морфия и скополамина. Теоретически женщина должна оставаться в сознании, но не должна ничего помнить про роды. Полусон для родов пользовался бешенной популярностью, женщины требовали от врачей делать уколы в родах, чтобы избавить их от страданий. «Несмотря на то, что он[полусон для родов] не был изобретен при помощи научных исследований или научной методологии, полусон пропагандировался как научное решение самой большой проблемы в родах».

Оказалось, что полусон для родов трудно контролировать. Женщины впадали в бессознательное состояние, но хуже всего, вели себя как пьяные, не поддавались контролю, швыряли себя по кровати или по комнате, пытались выброситься из окон. Женщин надо было наблюдать, привязывать к кроватям, давать пощечины, чтобы привести в себя, и наверняка, держать только в больнице в таком ненормальном состоянии. Но противостоять полусну в родах как методу анестезии было трудно отчасти потому, что женщины настойчиво и рьяно требовали обкалывать их морфием и скополамином. Этот метод прижился до середины 1920-х годов, но продолжал использоваться в США до 50-60-х годов 20 столетия.

Как полусон для родов повлиял на развитие акушерства как науки, несмотря на крайне ненаучный подход в его разработке и применении? Как женщины как группа заплатили за него? Во-первых, это предположительно первый случай массового спроса, который продиктовал врачам, что им делать. Во-вторых, это подстегнуло уже существующую тенденцию перевода рожениц в роддома, укрепило позицию врачей в родах, а также укоренило веру, что развитие акушерства и ведения родов зависит от науки.

Когда роды переместились в больницы, боль стала центральной проблемой, которай вплотную занялась медицина. Боль – чуть ли не единственная вещь в родах, которую медицина научилась эффективно манипулировать. Есть данные, что боль в родах ощущается острее в больнице. Этому можно найти несколько объяснений от стресса перемещения в незнакомое место до отсутствия поддержки в родах. Использование вмешательств в роды, например, вагинальные осмотры, иммобилизация, окситоцин, очень часто усиливает боль, что еще больше оправдывает использование гуманных методов активного ведения родов, которые включают анестезию.

Современные методы, особенно популярная эпидуральная анестезия, по сути дела, всего лишь исследование в прыжке. Сегодняшние женщины по собственному желанию и согласию являются частью исследований и экпериментов по использованию этого вида анестезии в родах. Пока что у нас есть много данных о побочных и нежелательных эффектах наилучшего на сегодняшний день вида анестезии. Об отрицательном влиянии можно почитать тут . Обзор исследований о нежелательных эффектах эпидуральной анестезии тут. И о сильном связи этого вида анестезии и на положения ребенка на момент родов, а это положение в свою очередь увеличивает риск инструментальных родов. Вопрос в том, насколько этично использовать любой вид анестезии направо и налево по желанию, когда у нас есть столько данных об отрицательном влиянии на течение родов, а также есть много неизвестных, о которых мы или не догадываемся, или догадываемся, но не изучили. И совсем мало количественных исследований, хотя и есть немного качественных, о влиянии нормальных родов на самовосприятие женщины себя как женщины и как матери. Женщины, которые рожают сами в условиях культуры медикаментозных родов, описывают роды как окрыляющее событие, опыт, которые дал им почусвствовать себя сильными и способными.

И на закуску, размышления современных русских женщин, которые рожали, о боли. Эти мысли и ощущения интересны тем, что все женщины наши современницы, поэтому они выросли в условиях, которые похожи на других женщин, а значит, можно предположить, что восприятие и конструкции боли в обществе влияли на них также, как и на остальных женщин.

Tags: , , , ,

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s


%d bloggers like this: